Домашний наставник

1
deti

Дать ребенку хорошее образование — вот главная родительская забота, особенно сегодня. Но давайте задумаемся, кто же воспитывает наших детей? Кто сводит столь обширные знания, столь полезные навыки в стройное мировоззрение? Кто помогает ребенку выплыть в захлестывающих его информационных цунами? Кто объясняет ему открывающиеся картины жизни? Идея коллективного воспитания на уроках давно уже кажется малоперспективной. А маминых сил (даже если мама не работает) хватает, как правило, только на то, чтобы засаживать ребенка за уроки, пробовать на нем различные развивающие затеи, а в трудной ситуации водить его к психоневрологу.

Это и есть тот человек, который подолгу беседует со школьником на необязательные «жизненные» темы. Психоневролог в роли воспитателя? Не лучше ли вспомнить старинную российскую традицию и пригласить к ребенку домашнего наставника?

В 70-х годах родителей, забиравших детей из школы без разрешения различных инстанций, могли сурово наказать — вплоть до лишения родительских прав. Изданный в 1992 г. Закон об образовании предусматривает возможность получения среднего образования дома с последующей государственной аттестацией. В каждом областном центре, а в Москве — в каждом административном округе есть несколько школ, наделенных правом принимать экзамены экстерном у любого ребенка.

Домашнее обучение?

Родителей такая перспектива, как правило, пугает. И, всегда недовольные школой, они грудью становятся на ее защиту. Но проблема поиска учителей легко разрешима за деньги, причем небольшие. А дефицит общения? Ведь человек, выросший дома, в своей взрослой жизни может оказаться слабым, беззащитным, одиноким. На это сторонники домашнего обучения отвечают, что именно оно открывает перед ребенком возможность выбирать себе друзей по интересам, в то время как в школе дети вынуждены подчиняться суровым нравам коллектива. А кроме того, домашнее обучение — одна из форм образования, и ее можно гибко сочетать со всевозможными другими, включая школьную.

Что же так сильно пугает родителей?

Их по-настоящему пугает перспектива остаться один на один со своим ребенком. Ведь устройство ребенка в хорошую школу для многих из нас главная воспитательная акция. Между тем, если определять эффективность образовательной системы количеством ярких воспитанников, то лучше всего в России себя зарекомендовала как раз система домашнего обучения и воспитания.  Домашнее образование? Нет ничего более естественного

Постоянному читателю газет и рекламных объявлений может показаться, что главная потребность наших семей — в гувернантках — уже удовлетворена. Откуда же они взялись? В гувернанток попросту переименовали знакомых нам нянь и репетиторов, но не только их. В банке данных так называемого гувернер-класса Образовательного центра есть и кандидаты, и доктора наук, и, конечно, много дипломированных и опытных педагогов любого возраста, в том числе носителей иностранных языков. На самом деле это модное переименование запутало всех: и педагогов, и нанимателей. Каждая сторона понимает под этим что-то свое.

Бывший репетитор воспринимает переименование как повышение по службе, а наниматель, озабоченный повышением эффективности труда, недоумевает, почему бы высокооплачиваемому человеку при детях не помочь еще и по хозяйству? А кроме того, сравнивая кинематографический образ гувернантки из фильмов «про бывших» с предлагаемым оригиналом, не стесняется вмешиваться (иногда достаточно грубо) и корректировать процесс.

«Главная проблема в том, что многие клиенты желают просто-напросто нанять служанку в образе гувернантки. Мы же пытаемся убедить родителей, что воспитывать детей — серьезное и ответственное дело». И действительно, трудно переселить гувернера и гувернантку прошлого в наше время. Где подпирающий щеки крахмальный воротничок? Где кроткий взгляд из-под вуали?

А не воскресить ли лучше русское выражение «домашний наставник»? Ведь хоть и не нами, но как умно, в самом деле, придумано: сотворять молодого человека в ходе взаимодействия двух сил: законодательной — родительской, и исполнительной — воспитательской. Ведь шоры родительской любви, непоследовательность и непостоянство мешают реализовать даже собственную образовательную идею. При этом и задачи у домашнего наставника иные, не школьные.

А какие же? Нам, наверное, было бы интересно узнать, о чем говорил со своими воспитанниками домашний наставник Яков Полонский, известный нам как замечательный поэт. Просвещенные и богатые родители старались заполучить Полонского в дом для обучения детей. Почему же именно его так ценили в домах воспитанников? Взрослые питомцы его помнили, приглашали не только на свадьбу, но и просто «погостить как можно долее», в нем продолжали нуждаться как в близком человеке.

Если вернуться от Жуковского и Полонского к нашим дням и к нашим детям, то как же найти домашнего наставника и чем руководствоваться в выборе? Вам только кажется, что выбора нет. На эту должность ведь может претендовать любой честный и образованный человек, добросовестный и с хорошим характером, каких, слава богу, всегда хватало в России.

Нужный вам человек может попасть в ваш дом любым путем: и по объявлению, и из репетиторского бюро, и просто из окружения ваших знакомых. Исходите из того, какие качества вы хотите развить у своего ребенка, к какому образу жизни вы его готовите. Тогда останется только найти человека, разделяющего ваше мировоззрение. Важно примерять личность будущего наставника не к текущим заботам (подготовиться в английскую школу, исправить оценку по алгебре и т. п.), а к ценностям «на вырост».

И вот, если, общаясь с претендентом, вы подумаете «Жаль, что в моем детстве такого человека не было рядом»; если ребенок бывает бодр и здоров именно в дни занятий, хотя в другие дни часто хандрит; если после занятий домашний климат остается благожелательным и мягким, и несмотря на усталость ребенок настроен хорошо; если ребенок рассказывает друзьям о своих планах с учителем и явно гордится; если ребенку хочется, чтобы день рождения попал на день занятий и можно было бы и позаниматься и попраздновать с учителем вместе; если самые лучшие воспоминания за год — ваше совместное путешествие с ребенком и его наставником все равно куда — в музей или за границу, то вас можно поздравить.

Вашему ребенку повезло — у него есть домашний наставник. Цените это везение. Это встреча на всю жизнь.

Еще интересное